Заочный курс теории. Метеорология.

Здесь обсуждаются вопросы, связанные с полетами на парапланах: аэродинамика, конструкция, эксплуатация, сертификация, методики обучения, безопасность полетов, нормативные документы.

Модераторы: Тюшин Вадим, firstep, dmoroz67

Аватара пользователя
Тюшин Вадим
Site Admin
Сообщения: 2985
Зарегистрирован: 28 ноя 2007 22:36
Начал летать: 1986
Откуда: Москва
Контактная информация:

Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение Тюшин Вадим »

Читаем конспект лекции. Если есть сложности и непонятности, то спрашиваем.
http://firstep.ru/metodiki/paraplan/lection_04.htm
Если человек хочет летать, то это не лечится. :-)

Аватара пользователя
su7bkl
Сообщения: 292
Зарегистрирован: 17 дек 2008 20:10
Начал летать: 1981
Откуда: Москва

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение su7bkl »

И еще, плиз: навигационный ветер и метеорологический это как и куда и каким мне пользоваться?
Будьте всегда здоровы!

Аватара пользователя
Тюшин Вадим
Site Admin
Сообщения: 2985
Зарегистрирован: 28 ноя 2007 22:36
Начал летать: 1986
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение Тюшин Вадим »

навигационный ветер и метеорологический


Метеорологический ветер:
Когда слушаешь прогноз погоды по радио, то говорят ОТКУДА дует. То есть южный ветер дует с юга на север. На юге тепло. Если по радио сказали, что ветер с юга, то к нам скорее всего идет тепло.

Навигационный ветер:
Когда надо подсчитать скорость ЛА относительно земли, то она определяется как векторная сумма воздушной скорости ЛА и скорости ветра. В этом случае интереснее указать направление КУДА дует. Тогда получим, что навигационный южный ветер дует с севера на юг.

Изображение
Если человек хочет летать, то это не лечится. :-)

Аватара пользователя
su7bkl
Сообщения: 292
Зарегистрирован: 17 дек 2008 20:10
Начал летать: 1981
Откуда: Москва

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение su7bkl »

А почему зимой при той же скорости ветра параплан взлетает быстрее?
Я ж стою на асфальте, ноги в лыжи обуты, то ли лыжи не едут... то ли че?
:?
Будьте всегда здоровы!

Аватара пользователя
Gven
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 11 янв 2009 12:18
Начал летать: 2009
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение Gven »

su7bkl писал(а):А почему зимой при той же скорости ветра параплан взлетает быстрее?
Я ж стою на асфальте, ноги в лыжи обуты, то ли лыжи не едут... то ли че?
:?
А простите пожалуйста,а что Вы подразумеваете под словами "быстрее взлетает"?)))
Кошка мечтала о крыльях:ей хотелось попробовать летучих мышей.©.

Аватара пользователя
guns_linger
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 16 мар 2010 18:38
Начал летать: 2010
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение guns_linger »

su7bkl писал(а):А почему зимой при той же скорости ветра параплан взлетает быстрее?
:?
зимой воздух плотнее, и для достижения нужной подъемной силы нужна меньшая скорость.

Аватара пользователя
su7bkl
Сообщения: 292
Зарегистрирован: 17 дек 2008 20:10
Начал летать: 1981
Откуда: Москва

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение su7bkl »

ТОчно, Влад! Кратко и понятно. Откуда знаешь? Никак в Коране написано?
Будьте всегда здоровы!

Аватара пользователя
su7bkl
Сообщения: 292
Зарегистрирован: 17 дек 2008 20:10
Начал летать: 1981
Откуда: Москва

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение su7bkl »

Ну и вот такой вопрос еще. Вот лечу я в следующем году по маршруту, улетел уже за Кисловодск до Домбая рукой подать, несет ветром и везде просто прет, потерять высоту сложнее, чем набрать. Облачка эдакие нехорошие, а вроде еще ничего.
Как мне определить-где та грань где еще можно лететь в их сторону, а когда нельзя.
Вариантов типа или-не надо.Или да или нет.
Вариант страшно или нет тоже не годится. Я ,пока, еще ничего не боюсь и все пофиг-хоть в Иран (коран всегда с собой).
Будьте всегда здоровы!

Alexand3r
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 12 дек 2008 14:42
Начал летать: 2008

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение Alexand3r »

su7bkl писал(а):Ну и вот такой вопрос еще. Вот лечу я в следующем году по маршруту, улетел уже за Кисловодск до Домбая рукой подать, несет ветром и везде просто прет, потерять высоту сложнее, чем набрать. Облачка эдакие нехорошие, а вроде еще ничего.
Как мне определить-где та грань где еще можно лететь в их сторону, а когда нельзя.
Вариантов типа или-не надо.Или да или нет.
Вариант страшно или нет тоже не годится. Я ,пока, еще ничего не боюсь и все пофиг-хоть в Иран (коран всегда с собой).
ну раз не страшно, то лететь в их сторону пока не замерзнешь окончательно))) а когда замерз окончательно то уже никто тебя, свежеотмороженного, не будет спрашивать куда тебе лететь хочется

а если по делу, то смотря как быстро ты можешь сливать высоту, сколько у тебя её (высоты) есть в данный момент.
Например - ты можешь крутить спираль до - 5 по варику, соответственно если тебя прет кверху например + 3 - повод задуматься, а если +4 - то повод задуматься, какого того самого ты еще в воздухе. Логика примерно такая, цифры подставь по ситуации, и не забудь что слить километр высоты из под облака ровно в 2 раза быстрее, чем 2 километра, соответственно запас здоровья на спираль обязан быть
Шел как-то добрый Маугли через поле и обнаружил слоненка в глубокой яме.
Слоненка вытащить не смог, но ямку засыпал, чтобы никто в нее больше не попал.

Аватара пользователя
su7bkl
Сообщения: 292
Зарегистрирован: 17 дек 2008 20:10
Начал летать: 1981
Откуда: Москва

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение su7bkl »

Ну это да. А какие-либо характеристики облаков существуют, визуальные, например сфотографировал глазми, сравнил с базой данных в памяти, если вконец не разрушена статикой, и АЛУ (арифметико-логическое-устройство) выдало результат на дисплей--НИЗЗЯ, или КАКОГО Хрена сопли жуем?
Некогда мне спирали крутить, мне в Домбай на вечерний подой надо успеть, да и здоровье беречь надо-пешком обратно шлепать с бидоном молока. Тыж точно не приедешь за мной-горючки не хватит.
Кстати если я прилетаю из последних сил в контрольную точку на соревнованиях-а там тучка и сосет, а из кубка испить тоже охота-на запаске в эту точку упасть-результат зачтется? Естественно я в нее попаду-прямо в 000?
Будьте всегда здоровы!

Аватара пользователя
Тюшин Вадим
Site Admin
Сообщения: 2985
Зарегистрирован: 28 ноя 2007 22:36
Начал летать: 1986
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение Тюшин Вадим »

А какие-либо характеристики облаков существуют, визуальные, например сфотографировал глазми, сравнил с базой данных в памяти, если вконец не разрушена статикой, и АЛУ (арифметико-логическое-устройство) выдало результат на дисплей--НИЗЗЯ
Добрая кучевка - белая и пушистая. Когда облако набирает воды и становится большим и небезопасным, то его низ заметно темнеет. Вернее сереет. В этом случае имеет смысл подумать не пора ли на посадку. А если облако потемнело (посинело), то все уже совсем плохо и удирать надо чем быстрее тем лучше.

Еще одно замечание:
Одним из признаком начала формирования грозового облака является образование под ним ОЧЕНЬ широкого и потому очень спокойного восходящего потока. Долбит ведь не в середине потока, а на границах. Если поток очень широкий, до границ может быть далековато. Если почувствовал, то под облаком держит и поднимает 'везде', то лучше заблаговременно свалить вниз.
Если человек хочет летать, то это не лечится. :-)

Аватара пользователя
su7bkl
Сообщения: 292
Зарегистрирован: 17 дек 2008 20:10
Начал летать: 1981
Откуда: Москва

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение su7bkl »

Ну, как-то не совсем интересно. Я может годами ждал такую погоду, когда везде прет и вдруг вот так просто - свалить? По облакам понятно-уже зарисовал. А если прет, а надо мной ни облачка ну хотя бы в радиусе 5км. и по курсу чисто, неужели сваливать-или так не бывает?
Будьте всегда здоровы!

Аватара пользователя
Тюшин Вадим
Site Admin
Сообщения: 2985
Зарегистрирован: 28 ноя 2007 22:36
Начал летать: 1986
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение Тюшин Вадим »

А если прет, а надо мной ни облачка ну хотя бы в радиусе 5км. и по курсу чисто, неужели сваливать-или так не бывает?
Широкое перло без облаков над тобой скорее не бывает, чем бывает. Однако исключать его я бы не стал. Однажды летел на моторе над лесом в районе пирамиды на Рижке и меня мягким и широченным потоком без облака закинуло с вертикалью порядка +6 м/с с 400-500 м где-то на 1300-1400. Шел по прямой на Хантере на малом газу (когда сам по себе он снижается с -2.5). Откуда оно взялось до сих пор не понимаю.

Диаметр нормального термического потока обычно не превышает 100-150 м. Соответственно если летишь по прямой, то он прошибается максимум за 10-15 сек и у тебя ВСЕГДА есть возможность свалить вниз. Если же ты летишь по прямой минуту-другую-третью и тебя все прет и прет вверх, то это основание подумать как бы не случилось такого что тебе 'вдруг' захотелось быстро вниз, а спуститься не получается.

Рекомендую ознакомиться:
http://firstep.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=497
Если человек хочет летать, то это не лечится. :-)

Аватара пользователя
su7bkl
Сообщения: 292
Зарегистрирован: 17 дек 2008 20:10
Начал летать: 1981
Откуда: Москва

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение su7bkl »

Что-то с качалкой с ю-тюба не получается. Надо прогу ставить с ней удобнее гораздо.
Давеча где-то там ролик смотрел про смерчики. Ничто не предвещало проблемм, ну немного долбежку видно. И вот накрыло пару крыльв-оного после взлета на высоте около 30м-вроде упал удачно-другое круло с подвесью из розочки унесло.
Гора похожа конфигурацией на юцевскую, но ролик забугорный.
Как эти смерчики прогнозировать?
Будьте всегда здоровы!

Alexand3r
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 12 дек 2008 14:42
Начал летать: 2008

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение Alexand3r »

насчет прогнозировать - сказать не возьмусь, а вот видно их издалека, соответственно оч. внимательно смотреть по сторонам, и крыл держать в сложенном и придавленном состоянии, чтоб не подхватило
Шел как-то добрый Маугли через поле и обнаружил слоненка в глубокой яме.
Слоненка вытащить не смог, но ямку засыпал, чтобы никто в нее больше не попал.

Аватара пользователя
su7bkl
Сообщения: 292
Зарегистрирован: 17 дек 2008 20:10
Начал летать: 1981
Откуда: Москва

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение su7bkl »

Санька, я знаю почему у тебя ник -Маугли- ! В точку. (это комплимент).

Теперь вопрос Вадиму.
На Юце народ за 2 недели прошлые не летал маршруты:
-из-за погоды (это нормальное явление для тех мест, что погоду нужно долго ждать?)
-не было желания.

Про тебя не говорим. Тебе это как за угол сходить, как я понял. :)

А почему Лены нет? Она что ли телефон сменила и на форуме теперь не бывает, и свой фотосайт засекретила?
Будьте всегда здоровы!

Аватара пользователя
Тюшин Вадим
Site Admin
Сообщения: 2985
Зарегистрирован: 28 ноя 2007 22:36
Начал летать: 1986
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение Тюшин Вадим »

Про прогнозирование смерчиков:
Отдельно взятый смерик спрогнозировать не возьмусь, но если погода сильная, то появиться может в любой момент. Смерчик - это основание сильного термика. У земли всех в узел завязывает, а на 300-400м хороший и сильный поток.
В Вяжах на основном склоне смерчики можно вычислить по характерной ряби на реке.
При заходе на посадку в полях внимательно смотрим вперед под собой. У основания смерча трава характерным образом закручивается. Если знаешь чего смотреть и смотришь ВНИМАТЕЛЬНО, то все видно. Если заметил, то достаточно сместиться вправо/влево на 40-50м и смерчик пошел стороной.

Про Юцкую погоду:
Если погода есть, то народ летает. Но погода не обязана быть всегда. Бывали заезды, когда дожди на НЕДЕЛЮ заряжали.

Про Ленку:
Ленка сменила все явки и пароли. Ее новый телефон: 8-903-234-18-14. Новая почта: myangel@firstep.ru Новое имя на форуме: MyAngel.
Если человек хочет летать, то это не лечится. :-)

Аватара пользователя
su7bkl
Сообщения: 292
Зарегистрирован: 17 дек 2008 20:10
Начал летать: 1981
Откуда: Москва

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение su7bkl »

Хорошо обьяснил-запомню. Я понимаю, из всех обьяснений, что прогнозировать, конечно не просто и не все так однозначно. Видимо с ростом силы термички зенки тоже должны все более вылазить, а хвост ниже колен?

Лен, меняй уж имидж до конца-меняй и подпись писсимистическую.
Будьте всегда здоровы!

Аватара пользователя
su7bkl
Сообщения: 292
Зарегистрирован: 17 дек 2008 20:10
Начал летать: 1981
Откуда: Москва

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение su7bkl »

А вот есть путевая скорость, а есть воздушная. Чем они отличаются и когда какой пользоваться?
И как они зависят от скорости и направления ветра?
Будьте всегда здоровы!

April

Re: Заочный курс теории. Метеорология.

Сообщение April »

Очень поучительная статья, о том как напрочь отбить желание у особо любопытных - летать в грозу!

Суббота, 26 июля, 1997. У меня было ощущение, что мне не надо летать в этот день. Мой друг Матко и я
проснулись в 6 часов, в спешке упаковали свои вещи, приняли душ и двинулись на Бузет - место проведения
соревнования. Погода не выглядела хорошей. Мы ехали через дождь и термометр машины показывал
температуру снаружи 16°С - очень низкую для такого времени года.


Это был первый официальный парапланерный чемпионат Хорватии. Когда мы поднялись, команда была уже
там: Борис, Круно, Данко, Бозо, Родован, Среко, Лео, Златибор, Жоза и Сэнди. Мы очень редко собираемся
все вместе, поэтому сначала выпили по чашке кофе и съели по кусочку торта с орехами. Я был в
организационном комитете. Мы договорились двинуться на старт до обеда. Я ехал за Карло на машине,
когда мы приблизились к старту Распадалинка.


Здесь я был в первый раз. Склон смотрит на юг, высота 560 м, достаточно широкий, чтобы там вместились
параллельно четыре крыла, но сравнительно короткий и крутой, с железной дорогой всего в 100 м ниже.
Стало жарко, около 27°С и 2/8 неба были покрыты прекрасными кучевками. Мы пришли к согласию по
упражнению и сделали брифинг для пилотов. Воздушный старт должен был быть в 14:30, стартовый знак
установили на лугу ниже железной дороги. Первый поворотный пункт был у церкви Крника, западнее старта,
потом церковь Св.Томаса на востоке, потом большой перекресток на юге Бузета, потом опять церковь
Крника. Поле с целью было чуть северо-западнее Бузета. Я отошел немножко в сторону от толпы, чтобы
сосредоточиться и расслабиться. Успокоился, представляя идеальный старт и отличные условия полета.
Если бы я был один, я бы точно не летел в тот день. Очень трудно это объяснить, но какая-то интуитивная
тревога включилась внутри меня. Но я был президентом самого большого и наиболее активного хорватского
парапланерного клуба и если бы я отказался лететь без какой-либо причины, мое эго было бы задето.


Лео взлетел первым, потом Данко. Я оделся в шорты, майку, хлопковую рубашку и тонкую ветровку.
Я прикрепил свой Aircotec Top Navigator на левой ноге, настроил и проверил частоту портативной рации.
Также проверил свою запаску. На случай, если она мне понадобится. Взлетел в 14:05 и сразу попал в
хороший поток. После первого подъема я прочел информацию о ветре со своего Top Navigator: W-SW,
16км/ч. Мы летали вдоль хребта, встречая термики, которые не сносились ветром. Было не очень жарко,
я взял перчатки из бокового кармана и надел их.


Мы летали вдоль склона до 14:25, ожидая пяти минут до открытия стартового знака. На востоке мы могли
видеть прекрасную гору Ука, рядом с которой находился большой Ку Ним (кумулус-нимбус - прим. перев.),
льющий дождь. Я подумал, что это не должно нас беспокоить, так как это было больше 20 км от нас по ветру.
За десять минут до воздушного старта я набрал порядочную высоту. Приятно - устойчивые термики, от 0,5 до
3 м/с. В 14:25, Данко, мой инструктор, связался по рации с командой наземной поддержки и после
короткого обсуждения было принято решение отменить упражнение. Причиной было быстрое грозовое
развитие, которое было замечено за несколько километров севернее нашего местонахождения, над горой
Збевника (1 014 м). Последовало радиосообщение: “Упражнение отменено, пожалуйста приземляйтесь“.
Слова прозвучали спокойно - без спешки, без паники и я не торопясь направился на юг, к солнцу и пушистым
облакам, не заботясь о черном монстре, который вырисовывался на севере. Это была моя большая ошибка.
Лео был рядом - на 150 м юго-западнее и выше меня. Я заметил Данко и Карло на западе и тоже выше,
они придерживали “большие уши”. Другие были несколько сзади, на северном и северо-восточном
направлении. Я был на высоте 1300 м, когда решился на первый B-stall в 14:30. Я снижался со скоростью -
7м/с пока не достиг 1000 м. Потом B-stall деформировался в “вилку”, как при переднем срыве, консолями
вперед. Мне это не понравилось - выглядело устрашающе. Я отпустил B-stall, наполнил и стабилизировал
крыло, а потом повторил B-stall снова. Через несколько минут я взглянул на мой “варик” и к своему
удивлению обнаружил, что поднимаюсь с +2 м/с. Я посмотрел вверх и увидел как Лео засосало в тучу в том
месте, где основание облака снизилось до 1300 м. До того как войти в облако, он меня сфотографировал.
Несколько секунд позже, удерживая B-stall и поднимаясь с +5 м/с, я пронзил основание облака и мой мир
стал белым.


В этот момент я был совершенно спокоен. Я был очень близко к краю облака и у меня был мой "Top
Navigator" с его "GPS compass" функцией. Направиться на юг и выйти из облака не должно было быть
большой проблемой, но я начал терять драгоценное время, мучаясь с моим компасом и спид-системой.
Навигация по компасу - нелегкое дело. Из-за запаздывания компаса я обнаружил, что стремясь на юг, на
самом деле двигаюсь на север. Я не мог поверить своим глазам. Потом стрелка “варика” сошла с ума. Она
начала дрожать на +10 м/с.


Без страха я начал полный передний срыв впервые в своей жизни, но будто злой дух крепко схватил меня.
Даже со сложенной передней кромкой мой подъем остался неизменным. В моей голове прозвучало:
“Давор, ты вошел в Настоящее Грозовое Облако!”. До этого я читал много отчетов о происшествиях с
втягиванием в грозовые облака, но не мог вспомнить ни один из них, где бы пилот рассказывал, как он
выжил. Становилось холодно, очень холодно. Влага конденсировалась на моей одежде, потом пошел
дождь и вода стала замерзать на моей летней одежде.
Рация в полной панике вызывает: "Давор, где ты? Радован, пожалуйста, ответь…" Отчаянный голос кричит,
советуя: "Давор, любой ценой избегай выкидывания запаски!" Уже десять минут, как я вошел в этот монстр
и моя высота почти 2 600 м.


Я в очень странном состоянии ума: спокоен и расслаблен. Меня не беспокоит паника из рации, из которой
слышится совет, кажущийся неуместным. Взамен этого мой ум полностью занят одной мыслью: мне надо
согреться. Мне надо защитить себя от ветра, дождя и льда, закутаться во что-то, иначе я замерзну. Я
отпустил переднюю группу и решил открыть запаску - так я смогу достать параплан и обернуться им для
обеспечения хоть какой-то защиты. Как только я прекратил передний свал, мой “варик” сошел с ума - меня
поднимало с +18 м/с. Я потянул за левый А-ряд, стропы повисли и я вошел в спираль. Я развернулся к ручке
своей запаски на правой стороне и бросил ее в темный мрак.
Потом ужас и страх: запаска провисла на стропах нераскрытая и мой основной купол вне контроля, с
галстуком на левой консоли. До раскрытия запаски проходят годы. Секундой позже я услышал глухой
хлопок и увидел открытый парашют, обгоняющий параплан. Спасибо, Господи! С впрыском адреналина,
стимулирующего энергию, я намотал стропы основного купола на локоть и обмотал влажный нейлон вокруг
своих дрожащих ног.


Я соединился по рации и передал, что я жив, нахожусь на 4 500 м, под запасным парашютом и продолжаю
подниматься вверх с +10 м/с. Это был мой последний выход на связь. Борис потом мне сказал, что его
испугал истошный крик моего “варика”, контрастирующий с моим голосом, который был спокойно-тихим.
Рация ответила: "Где Давор? Давор, ответь нам!" Мои дорогие друзья, я думаю, что не могу сейчас с вами
связаться, потому что мне нужно сохранить каждую частицу энергии, которая поможет сделать мне выбор
между жизнью и смертью.


Я вспомнил один отчет происшествия про скручивание парашюта при очень
длительном спуске. Но, посмотрев вверх на свой запасной парашют "Czech
Sky Systems", 32 метра, я увидел что он стабилен и натянут. В несколько
секунд я установил с ним доверительные отношения. Градины стучали по
мне, ударяя со всех сторон, барабаня по моему шлему, подвеске и куполу.
“Варик” вопил с невыносимым тоном, но я не мог смотреть на него, чтобы
цифры не ввели меня в обморок. Меня мотало во всех возможных
направлениях.
Молнии сверкали вокруг меня, пробивая пасмурную серость слева, справа,
под и надо мной. Каждые несколько секунд тусклая вспышка света все
быстрее сопровождается громовым взрывом. Как далеко было на этот раз?
Если меня ударит молния - я сжарюсь в одну секунду. Давор, шанс, что ты
выживешь - ноль, чистый ноль, прими это как факт. Я отчаянно молился
Богу о спасении своей жизни. Много ли народа будет на моих похоронах?
Самая легкая смерть была бы потерять сознание от нехватки кислорода,
потом попасть в свою запаску и упасть, сильно вмазавшись в землю. Мой
отец, который живет близко от Рижека - догадывается ли он, что я здесь,
над ним, его единственный сын, и что это мои последние минуты жизни?
Потом что-то еще пронзило мой ум: Давор, что это за мысли, ты не должен
сдаваться, ты еще жив, все ли ты сделал для того чтоб защитить себя?
Быстрый взгляд на “варик” сообщил мне, что я на 6 000 м! На этой высоте
я или потеряю сознание от нехватки кислорода или замерзну. Я осознано
начал дышать быстрее, сделал гипервентиляцию, чтобы не потерять
сознание без кислорода. Воздух становился жутко холодным. Я в шортах на
высоте более 6 000 м, со свирепо дующим ветром. Я замерзаю. Нет, я не
могу чувствовать холод! Я вспомнил моего друга Калмана. Он был пойман
лавиной в Гималаях, на вершине Писанг, и он остался жив с открытым
переломом ноги. У него было огромное желание жить: он не мог позволить
себе замерзнуть, не мог позволить себе сдаться! Давор, я запрещаю тебе
роскошь чувствовать холод, ты не можешь позволить это себе сейчас! Как
высоко я поднялся? Насколько далеко меня унесло? Где и когда я выпаду
из облака? Я снова успокоился. Подумал, что сейчас все зависит от тех
мелочей, которые могут перевесить чашу между жизнью и смертью. Пока ты
еще в сознании и в порядке, что ты еще можешь сделать для себя? Хорошо
ли ты обернут в купол? Я освободил свою правую руку, чтобы подтянуть
купол сзади. Теряя последние молекулы энергии, я пытаюсь намотать его
вокруг себя: я чувствую себя слабым. Если потеряю сознание - очень
важно не задохнуться. Я сдвинул голову назад, чтобы она провисала над
грудью, для того, чтобы у меня была возможность дышать, даже если я
буду без сознания. Важно, чтобы я не замерз, так что я проверил купол -
хорошо ли и надежно он намотан вокруг меня. На секунду я притворился,
что потерял сознание, уронив свои руки и мне показалось, что это
сработает. Может ли купол запутаться с запаской?
Ку Ним мчит меня выше, на 6 500 м, со скоростью 20 м/с. Холод
становится невыносимым. Самое плохое во всем этом, что ледяной ветер
продувает между подвеской и моей спиной, где я не укрыт. Мои ножные
ремни врезались в пах, посылая уколы боли через все тело, но это не
идет ни в какое сравнение со всем остальным. Запаска крутится и
дергается вокруг меня. Я не знаю - она сверху или снизу меня. Честно
говоря, это мне все равно.


Потом я начал снижаться, от -3 до -17 м/с, пока не достиг 3 300 м, потом опять поднялся до 5 500 м, потом
опять вниз. Неожиданно я увидел землю. Я не мог поверить своим глазам. Появилась надежда, что я
выживу! Земля, Матушка Земля, она существует, она здесь! Я смотрю на нее, двигаюсь по направлению к
ней. Красивое озеро, лес, природа. Град падает почти горизонтально, тает, нагревается и превращается в
большие капли дождя. Но запаска брыкается и спиралит вне всякого контроля.
Это абсолютно новая ситуация. Я теперь полностью сфокусирован на новой проблеме: приземление без
травмы. Пытаюсь избавиться от основного купола, обмотaнного вокруг меня, высвободить его частично,
что окажет немного сопротивления для замедления моего падения, но я слишком сильно закутан. Ситуация
ухудшается: я лечу на электрические провода и на сгоревший лес с острыми оголенными сучьями
смотрящими во все стороны. О нет! После всего того через что я прошел, закончу ли я жизнь на
электрических проводах или проткнутый суком? Давор, не будь неблагодарным за чудо, которое
позволило тебе выйти из грозового облака целым! Мой ум полностью занят приземлением. Я сильно
качаюсь над землей, как будто вожу машину по хайвэю. Я вытянулся, пробую соединить мои ноги вместе,
приготовившись кувыркнуться при приземлении.
Я пролетел в нескольких метрах над электропроводами и ударил одно дерево эйрбэгом подвески, который
погасил удар. Встал на ноги - замерзший, мокрый, испуганный, шокированный, но еще живой и без единой
царапины! Это кажется невозможным! Я дрожу от холода. Льет как из ведра.

На моем "Top Navigator" записан этот полет и он показывает, что я пролетел 21 км с того места, где вошел в облако.
Вышел на дорогу и встал на середину, пытаясь остановить машины большим пальцем, но машины просто
объезжали меня. Дрожа, я продолжил свой путь: “Подумай, Давор, ты выглядишь как лесной гоблин,
полностью промокший, с рюкзаком на голове, покрытый листьями и с пучком нейлона в руках. Кто будет
достаточно сумасшедшим пустить тебя в свою машину?” Я расслабился. Это больше не вопрос о жизни или
смерти.


Скоро я пришел в село Сдусеньевика. Цивилизация, люди! Я пошел к ближайшему двору с новым
домом. Там признаки жизни: детский велосипед, машина, инструменты, вещи вокруг. Я тащу мое ослабшее
тело вверх по ступенькам к первому этажу. Позвонил и постучал в дверь. Появился человек. Я не смог
остановить прилив эмоций: "Пожалуйста извините меня, я летел на параплане и меня засосало в грозовую
тучу, мне холодно и я шокирован, можно я позвоню своим друзьям отсюда, помогите мне пожалуйста…
" Бранко Рабар принял меня в своем доме. Хороший человек. Дал ему телефон организаторов. Его жена
укутала меня в покрывало, чтобы я мог согреться. Я сказал им: "Это настоящее чудо, что я сейчас здесь
разговариваю с вами…" Я принял душ и теплая вода смыла с меня всю грязь, пот, страх и шок. Мы пьем чай
на балконе, где светит солнце, небо кристально голубое и нет в помине той грозовой тучи, с которой я
боролся все послеобеденное время до 16:00. Всего полтора часа как я вошел в грозовое облако. Начался
абсолютно новый день.


Материал предоставлен редакцией журнала "Небо для всех"

(Перевод с английского - К. Русу)

Ответить