Раньше не было времени рассказать про свои приключения от 4 декабря на Юце, а вот теперь немного появилось. Итак, по порядку.Тюшин Вадим писал(а):Тоже согласен. А чтобы не было подобных залетов, в сильный ветер аккуратнее над вершиной. Тем более знаем, что там ветер еще усиливается. Собираешься лететь за гору - СРАЗУ прикидываешь куда убегать если что не так.
Утро, часов 10. Солнечно, температура градусов +18, после недавних московских -25 просто сказка. Ветер в 6-8 м/с нас не пугает, я беру параплан и регистрируюсь у Рамиля. Поскольку ветер все-таки бодрый, для начала спускаемся на поле под лягушатником для пробежек. Ветер внизу - самое то: ходим, подлетываем. Лену постигает небольшая неудача: в усиление не справляется с крылом и бежит за ним большими прыгами, в один из которых ударяется о что-то и травмирует большой палец на ноге. Осматриваем, вроде все нормально, палец цел, ноготь сильно ушиблен. Решаем, что ей уже хватит, а мне еще мало.

По тому, как народ потащился на огурец, понимаю, что пора двигать туда же. Пока поднимаюсь на огурец, народ уже стартует оттуда и не очень уверенно начинает набирать. Двое стартуют с лягушатника, одному удается выскрестись, другой гордо реет над кустами и уходит в поля. Стартую из-под огурца, начинаю подниматься, но отхожу от склона и проваливаюсь, скребусь над кустами и тоже ухожу в поля. Поскольку восток с явной южной составляющей, то несмотря на довольно сильный ветер, подъемная составляющая невелика.

Собираю крыл, топаю на гору. Лену оставляю на огурце с обещанием залететь к ней на обратном пути. Идется как-то не очень, гармоническому слиянию с природой мешает то ли своя ноша, которая не тянет (врут, еще как тянет!), то ли разбитая дорога, где вместо одной колеи сейчас уже четыре - лагерные бизнесмены на машинах совсем испоганили гору. Мимо проезжает презрительно урча и разгребая неплотный грунт та самая таблетка, полная рюкзаков и их довольных обладателей. Индустрия, блин!

Заползаю наверх. Народ неторопливо раскладывается, кто-то уже скачет по горе в борьбе со своим куполом. Прохожу дальше до места, где начинается ложбинка (тут ветер наиболее направлен в склон). Спускаюсь чуть пониже, оцениваю ветер - нормальный. Раскладываю параплан, отхожу, расправляю его "заборчиком". Стартую без каких-либо проблем. Как и каждый раз после хорошего старта мысленно с благодарностью улыбаюсь Вадиму: все-таки "Первый шаг" - самый важный шаг!
Прохожу в динамике пару галсов - высота метров 30 над вершиной. На втором галсе ловлю спутнину от проходящего навстречу купола. Крыло дергается, но не более того. Лечу дальше. Метрах на 50-70 (на глаз) набор прекращается. Хожу туда-сюда, остальной народ летает ниже. Вспоминаю про акселератор, решаю его потестить. Тут же понимаю, что привязал его весьма неудачно: едва зацепляю его ногой - начинается его активный ход. Ладно, думаю буду осторожненько.
Тем временем над южной вершиной проваливаюсь, возвращаюсь назад. Чувствую, что временами проходит теплый (теплее окружающего) и какой-то мокрый воздух. Но близко облаков не видно, хотя из-за МинВод между горами в сторону Пятигорска активно заливается молоко. Можно еще полетать, но надо думать о посадке, пока не затянуло лагерь.
Итак, возвращаюсь назад. Нахожусь над началом склона на высоте около 30 метров. Начинается небольшое усиление, чувствую опять мокрый воздух, немного выдавливаю акселератор... Опа! Крыло пропадает, начинаю проваливаться назад. Руки сами начинают прокачивать клеванты (страус, работай крыльями!), через секунду купол появляется, падение плавно прекращается. Не долетев метров 5 до земли, начинаю подниматься в порыве ветра. Еще десяток секунд уходит на борьбу с колебаниями по крену и тангажу. Со словами: "Хрен вам, у нас в Коломенском еще не так колбасит!" выравниваю полет и принимаю решение садиться (нужно хотя бы обсохнуть).
Захожу на посадку, едва пробиваю ветер, у земли опять ловлю продольные колебания. На втором колебании касаюсь земли ногами, кувырок назад, пока падаю - затягиваю клеванты (Вадим - еще одно спасибо!). Встаю, собрал параплан, придавил его подвеской. Ветер - будь здоров, понимаю, что летать уже не буду, иду опрашивать очевидцев. Как оказывается, никто не видел развития представления с самого начала - только мою борьбу с колебаниями по крену и тангажу ("мы думали, что ты сейчас врубишься!"). Обидно, повторить такое уже вряд ли получится, да и не особо хочется.

В попытках опросить народ проходит минут пять. Ветер усиливается, лагерь уже затянуло молоком. Слышны отдельные голоса "Фигня, щас стихнет, полетим". Ну-ну, дерзайте, парни! У меня сомнений нет, что ловить явно нечего, нужно спускаться пешком. На ветру собираю крыло, как могу. Спускаюсь, встречаю Лену. Оказывается, мою борьбу с колебаниями было видно с огурца. Обрадованные друг другу спускаемся в лагерь. Переукладывать крыло нет сил, навалилось осознание случившегося.
Анализ произошедшего
Поскольку народ ничего не видел, то точно сказать, что произошло в воздухе, я не могу - остались только ощущения, которые я описал. Между бабочкой и фронталкой, как я понимаю, следует склоняться к фронталке, поскольку консолей перед собой я не видел. На что-то другое подумать у меня нет опыта и воображения.
Что касается причин, то кроме не совсем удачных обстоятельств (бурбуляка в усилении), очевидно влияние акселератора. Хотя, я абсолютно точно помню, что я его сдвинул максимум на пару сантиметров, не более. Еще помню, что его движению не было никакого противодействия, что меня, естественно, удивило: обычно для выдавливания акселератора приходится попотеть, причем не только вначале, но и по всему ходу (у меня ход акселератора где-то сантиметров 15-20). Здесь же просто начал выжимать и вместо противодействия почувствовал, что купол меня не держит, плюс небольшое опрокидывание назад.
Правильно было бы, как я сейчас понимаю, сложить уши (это дало бы дополнительную нагрузку на купол), и только потом пользоваться акселератором.
Что касается действий по восстановлению - они начались сразу же, как только я почувствовал, что с крылом происходит что-то не то. Сказались беги-прыги на поле, когда просто ходишь под крылом, ловя и исправляя крен. Как оказалось, после такого рода развлечений руки работают просто сами - прокачивают клеванты, пытаясь "поймать" крыло.
Вот, такие дела. Что скажет на это совет стаи?
